понедельник, 17 февраля 2014 г.

Дом-музей известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова.



Идешь по московским улицам бывшей Мещанской слободы - вокруг многоэтажные массивы безликих серо-белых коробок, куцая зелень. И вдруг замираешь - среди этого скучного однообразия совершенно неожиданно возникает перед глазами чудо-терем. Невольно вспоминаются пушкинские строки: "там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит..." Наверное, в таких теремах раньше жили сказочные царевны, любви которых добивались царевичи. А сегодня такой сказочный терем можно увидеть наяву, в центре Москвы. Бревенчатый терем украшен крышей-бочкой. Окна декорированы лепными наличниками-кокошниками. Разноцветные поливные изразцы, на которых изображены ветви деревьев, цветы, опоясывают дом с фасада, украшают печи в интерьерах, как бы соединяя мир, созданный Богом, с миром, созданным человеческой фантазией.

На первом этаже находятся комнаты жены, дочери, сыновей, столовая и гостиная. Бревенчатые стены столовой и гостиной гармонично сочетаются с деревянной мебелью, выполненной на заказ по рисункам Виктора Михайловича. Обстановка очень аскетичная, - как в русской избе. Лавки, печки...

Знаменитые васнецовские "среды" собирали в гостиной московскую художественную интеллигенцию. Их участниками были знаменитые художники Репин, Серов, Поленов, Суриков, не менее знаменитый "бас" Федор Шаляпин, семьи Третьяковых и Мамонтовых. Здесь звучала музыка, ставили домашние спектакли, читали стихи.

Главное место в доме - мастерская, расположенная на втором этаже. Это было святое -"Горнее место". Сюда могли войти только по приглашению самого хозяина. Здесь Васнецов закончил лучшие из своих произведений - "Царь Иван Васильевич Грозный", "Богатыри". В мастерской хранятся картины, созданные им в 1900-е годы: "Царевна-Несмеяна", "Царевна-Лягушка", "Ковер-самолет", "Баба-Яга", "Сивка-Бурка", "Спящая царевна", "Кащей Бессмертный", названные художником "Поэмой семи сказок". Здесь живут и любимые герои Васнецова, былинные богатыри: "Иван-Царевич борется с Трехглавым Морским Змеем". В этом музее можно изучать историю русской народной сказки и былины.

Последняя работа мастера, стоящая на мольберте, - незаконченный портрет его друга Михаила Васильевича Нестерова.

Сам художник не раз в своих письмах к друзьям писал о том, что дом с мастерской в Мещанской слободе стал для него духовным пристанищем от шума и суеты будничной жизни. Здесь он обрел покой и вдохновение для творчества.

Татьяна Харламова

Комментариев нет:

Отправить комментарий